Проблема травли в учебных заведениях серьезная, но не все понимают, что такое буллинг, а что им не является? Брейден Белл, педагог и автор книг по проблемам воспитания, предлагает внимательно это исследовать.
Специфика буллинга
Как учитель, я часто слышу от родителей термин «буллинг» (травля) в рассказах о негативных эпизодах взаимодействия их детей со сверстниками. Буллинг действительно существует, его последствия разрушительны и в ближайшей, и в отдаленной перспективе. Но буллинг — это, к тому же, очень специфическое явление. Определения могут быть разными, но у них есть общие пункты. Буллинг — это агрессивное поведение между школьниками. Здесь всегда присутствует дисбаланс власть и модель поведения — жертва и манипулятор. Буллинг включает в себя такие действия, как угрозы, унижение, распространение слухов, физические или вербальные нападения, умышленное исключения кого-то из группы.
Когда происходит буллинг, надо действовать немедленно и эффективно. Почти всегда необходимо вмешательство взрослых — учителей и родителей, к правоохранителям. Но недавний опыт с одним из моих детей продемонстрировал мне, что не любое нежелательное поведение между детьми является буллинг.
Не все то буллинг…
Мой ребенок стал предметом саркастических и резких ремарок со стороны приятеля. Это было грубо, и мой ребенок почувствовал себя неуверенным и изолированным. Я опытный учитель и отец 5 детей, мне скоро 50 лет, но мой опыт мало помог в первый момент: узнав об этой ситуации, я пришел в ярость. Я думаю, что многие родители чувствует именно это, когда дети жалуются на некорректное отношение к ним сверстников. В таком состоянии «буллинг» — это первое, что приходит в голову, особенно потому, что в буллинге четкая структура «агрессор-жертва».
Когда я немного успокоился и проанализировал ситуацию, я увидел, что она не подходит под определение буллинг: во-первых, дисбаланса власти (популярности, статуса) не было. Кто-то может быть нечувствительным, безответственным, незрелым, злым и даже агрессивным, но не совершать при этом буллинг. И очень важно, чтобы дети это понимали, и вот почему: счастье и успех наших детей от школьных лет и до возраста будет зависеть от того, насколько умело они смогут ориентироваться во взаимоотношениях с другими и решать межличностные конфликты. Если каждый неприятный инцидент мы будем определять как буллинг, мы не подготовим как следует наших детей к взрослой жизни. Как минимум мы подаем пример установления неправильного диагноза.
Последствия неправильного определения
Если не отличать буллинг от обычной подлости, то можем пропустить серьезные случаи абьюза )абьюз — это насилие, плохое обращение, оскорбление) между сверстниками. Кроме того, называя каждый акт низости «буллингом», мы даём нездоровое сообщение детям: «Ты — слабак. Ты не можешь сам справиться с ситуацией, когда кто-то даже ведет себя не так, как ты ожидаешь».
И вот я, как педагог, годами вижу, как некоторые родители культивируют хрупкость в своих детях, неправильно применяя термин «буллинг». Пример из жизни: ученица, у которой был свой круг подруг, захотела присоединиться к более популярной группе девушек. Там девушки были очень близки — их семьи дружили десятками лет. Они не были недобрыми к другой девочке, они были даже вежливыми, разговаривали с ней, принимали ее приглашения в кино. Но они не пускали ее в свой внутренний круг. И каждый раз, когда они делали что-то вне школы, не приглашая эту девочку, ее родители сразу обвиняли девушек в буллинге.
Другой девочке так сильно нравился определенный школьный предмет, однажды она была на уроке очень увлеченной, а перерыве кто-то из-за этого энтузиазма пошутил. Родители школьницы немедленно сообщили о буллинге.
Это неидеальные, возможно, неприятные ситуации детского взаимодействия, но они не отвечают критерию буллинг. Родители понимают настоящую боль их ребенка, но преувеличивают намерения и действия других детей, одновременно минимизируя значение действий и решений собственных детей. И дети начинают видеть себя в роли жертв, которые не могут изменить ситуацию. Вырастая, такие дети становятся менее устойчивыми, они глубже и быстрее обижаются в ситуациях, которые не являются буллингом. Негативным последствием является постепенное исключение таких детей из компании сверстников из-за их реакций.
Как действовать, если это не буллинг?
Четкого ответа на этот вопрос не существует, потому что есть разные ситуации и разные дети, но я нашел один хороший вопрос: «Что ты выбираешь?» и за ним: «Какие будут последствия этого выбора?» Когда ребенок хочет рассказать о поведении другого, я слушаю и сопереживаю. Затем я задаю вопрос: «Что ты выбираешь?». Возможность выбора дает ребенку надежду и вдохновение. Иногда ребенок не может ответить, потому что слишком расстроен или потому что ему не хватает опыта. В случае, который я привел выше, мой ребенок не знал, как действовать. Мы с женой обсудили ситуацию, пообщались с ребенком и подсказали возможные способы решения проблемы. Одна из подсказок действительно помогла. Более того, мой ребенок научился работать с вызовами. Но он бы ничему не научился, если бы мы просто пришли с претензиями к учителю или обвинили в буллинге одноклассника.
Учиться честно оценивать сложную ситуацию, видеть динамику отношений и реагировать разумно, значит развивать в себе честность, проницательность и самосознание. Мы можем помочь нашим детям развить такие навыки, когда сами их демонстрируем и развиваем. И об этом себе надо периодически напоминать.
Светлана, www.poznaysebia.com